Мировая практика предусматривает внесение со стороны владельцев транспортных средств определенных законом выплат на содержание инфраструктуры и служб, обеспечивающих безопасность движения. Эти выплаты именуются транспортным налогом.
Платить его обязаны все владельцы транспортных средств — как наземных, так и водных, а также воздушных. Учитывая, что в каждом субъекте РФ существуют свои особенности, связанные с обслуживанием транспорта и коммуникаций, в стране нет единой налоговой ставки для транспортного налога. Он отнесен к разряду региональных и каждый регион имеет свой закон о транспортном налоге.
Законодательством РФ установлено, что региональные власти имеют право самостоятельно устанавливать размеры и ставки транспортных сборов в рамках, определяемых действующим Налоговым кодексом РФ. Они же устанавливают сроки уплаты этого налога, а также льготы и порядок их назначения. Поэтому транспортный налог регулируется разными законами. Например, в Москве — это закон 33 о транспортном налоге, а в Башкирии — закон РБ о транспортном налоге №365-з с изменениями.
Объектом, подверженным обложению налогом, называется любое зарегистрированное должным образом транспортное средство. Таким образом, все ТС, которые регистрируются, подвержены обложению транспортным налогом вне зависимости от того — ездят они, летают или плавают, а те, что не регистрируются — не подвержены. Привязка к регистрации означает также необходимость регулярной уплаты налога даже если транспорт за этот период времени не эксплуатировался, а стоял в гараже, ангаре или на причале.
Существуют общие ставки налога для всех регионов России, которые берутся как ориентиры для определения региональных ставок. По закону региональные ставки не могут превышать общероссийские более чем в десять раз — таким образом устраняется возможность злоупотребления со стороны местных властей в их определении.
В столице размеры и порядок оплаты транспортных сборов регулирует Закон о транспортном налоге. Закон Москвы о транспортном налоге в 2014 г. был изменен, поскольку изменены были правила определения ставок по всей стране. Они коснулись увеличения налога, а также определения льготников. По изменениям, принятым к закону, транспортный налог Москвы 2014 года был увеличен. Увеличения коснулись почти всех типов автотранспорта, а также водного и воздушного транспорта.
Тарифы налога привязаны к мощностям двигателей и типу транспорта.
Данные тарифы налога на лошадиные силы, определенные для прошлого года, закон 2015 о транспортном налоге сохраняет, при этом на автомашины с двигателями свыше двухсот л.с. льготы устранены. Переход начисления льготы на транспортный налог со статуса владельца на мощность автомобиля связан с массовым оформлением дорогих авто на граждан, пользующихся льготами. Согласно закону г. Москвы транспортный налог для владельцев мотоциклов, мотороллеров, мотосаней и снегоходов остался прежним, но на другие типы транспорта возрос.
Увеличились ставки и на парусно-моторные судна, а также на гидроциклы.
Поскольку каждый регион принимает свои тарифы на транспортный налог, они могут отличаться даже в соседних городах. Жители, проживающие и зарегистрировавшие свой транспорт в Подмосковье, платят иные суммы, нежели жители столицы. Но при этом не всегда меньшие. По закону Московской области транспортный налог на легковушки в области меньше, чем определяет транспортный налог закон города Москвы, особенно если речь идет о легковушках с двигателями до двухсот л.с. Иные в области и методы классификации транспорта.
В 2015 году в Московской области для легковых авто тарифы транспортного налога возросли следующим образом:
Автобусы в Московской области разделяются для налогового законодательства по времени эксплуатации, а также с учетом мощности двигателя, — соответственно определяются и ставки налога. Автобусы младше пяти лет имеют ставку 27 руб/л.с. при мощности двигателя менее 200 л.с. и 56 руб/л.с. при мощности более 200 л.с. Автобусы старше пяти лет имеют ставку 50 и 100 рублей за 1 л.с. соответственно.
Во второй столице определяют транспортный налог закон Санкт-Петербурга с изменениями, регулирующими ставки на 2015 год. Они более схожи со ставками в Московской области, но при этом основная категория автомобилистов(касающаяся автомобилей мощностью до 100 л.с.), вынуждена платить намного большую сумму — 24 рубля за 1 л.с. при 12 и 10 рублях в Москве и Московской области.
Увеличение ставок транспортного налога в ближайшем будущем не планируется. По крайней мере об этом не заявляется должностными лицами и депутатами, ответственными за их установку, официально. Но в связи с инфляционными процессами и падением курса национальной валюты это не исключается, если рубль вновь прогнется под давлением глобальных проблем. Узнать ставки транспортного налога по каждому региону можно на сайте ФНС или в местном налоговом управлении.
Все что нужно знать о новом законе о транспортном налоге, как сделать все правильно.