Не секрет, что вкусно кормить людей – это всегда прибыльно. Но статистика неумолима: 40% кафе и ресторанов закрываются уже в первый год работы, главным образом из-за того, что владельцы заведения не учли особенности этого бизнеса. Не достаточно просто купить помещение, сделать в нем дизайнерский ремонт и повесить вывеску. Нужна концепция. Владелец точно должен представлять:
Для этого нужно правильно составить бизнес-план. Итак, все по порядку.
Успешные рестораторы советуют начать с того, что представить себе, как будет выглядеть типичный посетитель будущего заведения, какой у него доход и сколько денег он готов потратить. Очевидно, что для студентов, бизнесменов, любителей рок-музыки и влюбленных пар нужно разное меню.
Беспроигрышный формат – уютное небольшое кафе с демократичными ценами, рассчитанное на средний класс. Его не обязательно открывать в центре. Важнее, чтобы рядом были офисы и бизнес-центры. Так владельцы кафе обеспечат его полную загрузку:
Именно в таких «кафешках» охотнее всего отмечают корпоративы, дни рождения, повышения по службе и премии. Следует учесть, что возле заведения обязательно должна быть парковка. Это обязательное условие для заведений любого формата, включая фаст-фуд.
Исходя из общей концепции кафе, нужно решить, какой вместительности сделать зал, и в какие часы оно будет работать.
Если это заведение с акцентом на большой выбор спиртного и минимальные закуски, то нужно понимать, что основной поток посетителей придется на выходные дни и вечерние часы. Работать оно должно допоздна. При этом, совсем не обязательно, чтобы заведение было открыто утром и днем, ведь первые посетители в таких кафе появляются не раньше шести часов вечера.
Посмотрите, какие заведения есть вокруг, на кого рассчитаны они. Посетите их все, отметьте достоинства, учтите недостатки и не повторяйте ошибок.
Есть два подхода к выбору кухни. Она может быть интернациональная (восточная, европейская) или, наоборот, национальная: японская, итальянская, армянская, грузинская. Для специализированной кухни нужен отличный шеф-повар, иначе затея провалится.
На первом этапе не обязательно покупать помещение, можно его арендовать. Главное, вы должны точно знать требования, которые предъявляют к общепиту местные власти, органы МЧС и СЭС. Их много, но ими нельзя пренебрегать. Иначе вам не разрешат открыться или закроют в первые недели работы.
Интерьер кафе должен поддерживать его общую концепцию. Нелепо, например, будет смотреться дорогая кожаная мебель и тяжелые шторы на окнах в молодежном кафе. Дизайн помещения и его название обязательно должны сочетаться друг с другом. Не стоит использовать избитые, ничего не говорящие названия: «Татьяна», «Молодежное», «Рио». Если вы не можете сами придумать ничего оригинального, обратитесь в нейминговое агенство. Лучше потратить деньги, но дать заведению яркое запоминающееся название.
Для среднего кафе придется купить следующее:
На оборудовании лучше не экономить. От его надежности зависит ваша будущая прибыль.
Крайне важный этап открытия кафе. Поваров брать стоит только высококлассных. От кухни зависит половина успеха. Администраторы должны иметь опыт работы именно в сфере питания. Барменов и официантов можно взять с испытательным сроком. Для среднего кафе достаточно двух поваров, двух администраторов, двух барменов, четырех–шести официантов, двух подсобников.
Меню составляется исходя из формата заведения. В дорогом кафе оно должно содержать большой выбор блюд. Для демократичного заведения достаточно, что бы в нем было несколько первых блюд, много салатов и закусок, фирменное второе блюдо.
Содержимое бара тоже должно соответствовать формату кафе. Устанавливая наценку, стоит держать в голове общую концепцию заведения, средний чек и количество посетителей, которые ежедневно вы хотите видеть у себя.
Реклама не менее важная часть правильного подхода к открытию кафе и залог его прибыльной работы. Первую широкую рекламную компанию нужно провести накануне открытия.
Самый простой способ – раздать листовки сотрудникам всех ближайших офисов и бизнес-центров и пригласить их на презентацию. В них стоит указать, например, что в честь открытия каждую третью порцию спиртного будут наливать за счет заведения.
Затем такие акции для постоянных клиентов стоит периодически повторять, делать корпоративным клиентам скидки на банкеты, доставлять обеды прямо им в офис.
К ним относится:
В них входят:
Определенная сумма должна быть отложена, как оборотные средства. На них предстоит покупать продукты и напитки.
Прочитайте отзывы о компаниях, у которой планируете покупать продукты, встретьтесь с их руководством, посмотрите их склад.
Помните, от того насколько свежими будут продукты, зависит весь ваш бизнес. Если посетители отравятся, убытки имиджу невозможно будет подсчитать.
Поэтому, если поставщик позволит себе хоть раз привезти некачественный товар, сразу отказывайтесь от его услуг.
Успешные владельцы кафе советую новичкам сделать на акцент на таких важных моментах :
Рестораторы считают, что успешный бизнес в этом сегменте возможен, только если посвятить ему все свое время. По крайней мере, в первый год, пока заведение не выйдет на окупаемость, они советуют находиться в нем ежедневно, чтобы корректировать меню и цены в зависимости от предпочтений посетителей.
Опытные рестораторы, открывая очередное заведение, закладывают в расчеты срок его окупаемости в 8 месяцев. Учитывая, что бизнес открывает новичок, стоит предположить, что этот время будет несколько больше – 12–14 месяцев. Затраты в первый год выглядят так:
Это расчеты подходят для Москвы. В регионах все будет стоить дешевле, просто нужно использовать местную статистику. А основные статьи расходов мы уже обозначили. Главное понять следующую важную вещь: чтобы открыть кафе с нуля, бизнес-план крайне необходим.