В данной статье мы рассмотрим определения государственного бюджета, понятия профицит и дефицит, а также ответим на вопрос, может ли быть государственный бюджет профицитным.
Начнем, пожалуй, с определения государственного бюджета. Государственный бюджет (с английского переводится как «кошель») представляет некую отчетность, куда входят расходы и доходы страны за текущий промежуток времени. В эту отчетность входят и каналы поступления и финансов и те нужды, на которые они тратятся. Госбюджет имеет, естественно, законное основание и создается высшими юридическими органами страны. К примеру, в РФ закон о бюджете принимает Госдума Федерального Собрания. Предусматривается, кстати, что в конце каждого года правительство РФ отчитывается по итогам распределения бюджета, то есть должны быть даны точные цифры и суммы денег и области развития, на которые они пошли. Государственный бюджет состоит из двух взаимодополняющих частей: расходная и доходная. Несложно догадаться, что в расходную часть входят цели финансирования государством, а в доходную – источники финансов, то есть откуда эти деньги в бюджете появляются. К примеру, источниками могут служить налоги, госзаймы, займы у всемирных организаций, эмиссия «физических» и «цифровых» денег и прочее. Обычно государственный бюджет расходуется в следующих направлениях: социальные потребности населения – 45%, укрепление военной мощи государства – 22%, отдача госдолгов, помощь корпорациям и компаниям, а также на дорожное хозяйство, электроэнергию, газоснабжение и так далее. Естественно, эти статьи расходов только приблизительные, так как деньги выделяются исходя из потребностей страны.
Мы рассмотрели доходы и расходы государственного бюджета. Но как они соотносятся друг с другом? Давайте разбираться. Возможны три варианта развития событий.
Профицит, естественно, тоже нужно выводить в ноль, как и дефицит. Как это можно сделать? Очень просто. Можно погасить свои долги перед другими государствами, можно вложить лишние финансы в госзапасы и ресурсы, можно доходы передать в сферу других бюджетов страны.
Но что делать, если ситуация противоположная, то есть дифицит государственного бюджета? Ситуация не имеет четкого и внятного ответа, так как дефицит бюджета является признаком неправильной политики государства, неверной экономики и неточного планирования финансов.
Ответим теперь на вопрос, который мы обозначили в начале статьи. Да, государственный бюджет может быть профицитным. Около двадцати лет назад нашим госслужащим, наверное, казалось, что наш бюджет всегда будет дефицитным, так как страна погрязла в долгах и выхода из них не предвиделось совсем. Но начиная с 2000ого года ситуация изменилась в лучшую сторону. Виной всему, естественно, стала нефть, так называемые «нефтедоллары». Цена на неё стала неуклонно расти и бюджет РФ из дефицитного стал профицитным. Однако на смену одной проблемы пришла другая: что делать с доходами, ведь иногда они достигали квартальных отметок. Неоднозначно мнение о том, что эти резервы следует хранить, но и неоднозначно, что их нужно сразу же вкладывать.
Кстати, налог – это по сути разница фактического бюджетного профицита и бюджетного профицита полной занятости. Если есть разница, то налицо экономический спад в государстве.
Рассмотрим теперь подробнее дефицит бюджета. Он может быть плановым (если предусматривался на стадии принятия) и внеплановым (если получился в результате кризиса, обвала валюты и прочих непредвиденных случаях). Дефицит может носить временный характер и хронический. Если дефицит получился в результате кризиса или спада экономики, то его можно отнести к хроническому виду. Если происходят незначительные колебания расходов и доходов, то такой дефицит называют временным. Специалисты различают специальный и действительный вид бюджета. Случайный возникает тогда, когда получаются временные разрывы поступающих и исходящих финансов. Как правило, это «болезнь» свойственна местным бюджетам, ибо они очень сильно зависимы от одного или двух источников. Действительный дефицит возникает, когда рост доходов отстает от роста расходов и при этом никак не восполняется. Действительный дефицит является предельной величиной в законе о бюджете.
Существует и понятие определение структурного дефицита. По своему определению, это отношение федеральных доходов к расходам при соответствующей фискальной политике. Структурный дефицит еще зависим и от такого понятия как безработное население. Базовый уровень безработицы равняется шести процентам и если он превышается, то настоящий бюджетный дефицит возрастает по сравнению со структурным бюджетом. Это результат того, что прекращаются или сокращаются налоговые поступления. Есть еще понятие циклического дефицита – за вычетом структурного и настоящего бюджетов.
Мы коснулись определения «государственный долг» и теперь вкратце разберем его. Госдолг – это заимствования определенного государства для того, чтобы покрыть дефицит бюджета. Можно выделить два типа государственных долгов (если валюта страны неконвертируемая): внешний и внутренний. Внешний – отображается в зарубежной валюте и подлежит выплате отдельным странам, всемирным корпорациям и так далее. Внутренний – долг перед держателями ценных бумаг, выраженный в отечественной валюте.
Таким образом, подведем итог нашему небольшому исследованию. Мы определили понятия профицитного и дефицитного государственного бюджета, ответили на вопрос, может ли быть государственный бюджет профицитным? Повторимся, да, может. Для этого необходимы условия, которые описаны выше.
Русский преподаватель читает лекцию на английском (синхронный перевод) о финансовом менеджменте.