Под действием мировых кризисных явлений в сфере экономики, происходит изменение структуры ресторанного бизнеса. Все больше и больше открывается предприятий недорогого ценового сегмента, с широким охватом целевой аудитории. Это обусловлено сокращением свободных денежных средств у населения и как следствие рост популярности таких предприятий как столовая.
У людей приходящих в этот бизнес на этапе организации возникает масса вопросов. Как открыть столовую с нуля? Что такое бизнес план и нужен ли он вообще. Во сколько обойдется открытие и где взять необходимые деньги? Как не потерять бизнес и добиться успеха?
Успех или неудача вашего начинания во многом зависят от правильности понимания: что в конечном итоге должно получиться, как это будет работать и четкая последовательность действий на достижение результата. Пользуясь структурой, предложенной в бизнес плане постараемся, если не ответить на все вопросы, то хотя бы дать алгоритм их решения.
На первом этапе необходимо определиться с типом столовой:
Тип столовой будет зависеть от места расположения и целевого сегмента рынка, на который мы будем ориентироваться. Проведем небольшие исследования и определим: «Где на наш взгляд услуги столовой будут востребованы наибольшим количеством потребителей, с учетом их покупательной способности». При этом ориентируемся как на свой жизненный опыт, так и на маркетинговые технологии, объясняющие как это рассчитать. Этот этап очень важен, от него будет зависеть ассортимент продукции, режим работы, методы обслуживания и привлечения клиентов, ценовая политика.
Возможны два варианта построения бизнеса:
Регистрация столовой, как и других форм бизнеса, осуществляется в налоговой инспекции (ИНФС) по месту жительства. Сама процедура регистрации не представляет сложности, но требует определенной готовности к ней.
До начала регистрации определяемся с формой собственности:
Для регистрации необходимо иметь при себе:
При выборе вида деятельности воспользуйтесь классификатором ОКВЭД и выберите основной и дополнительные виды деятельности, связанные с вашим предприятием.
Регистрация в форме ООО, предполагает более широкий спектр деятельности, с обслуживанием юридических лиц.
Необходимо подготовить следующие документы:
Предусматривается внесение уставного капитала для организации. Затраты по регистрации выше. Стоит подумать при выборе.
Следующим этапом является выбор системы налогообложения для нашей столовой:
Выбор помещения под столовую обусловлен целым рядом технологических факторов предъявляемых к планировке зданий общественного питания.
В качестве примера приведем рекомендованные параметры при общей площади помещений 300 кв. м.:
Кроме того предъявляются жесткие требования по санитарным, техническим и пожарным требованиям.
Поскольку, скорее всего помещение будет взято в аренду, то до подписания договора аренды следует обговорить все эти вопросы с собственником и прописать в договоре.
При оценке помещения учитываем транспортную доступность для клиента (наличие автостоянок), оценка проходимости и доступности входа (видимость с улицы и на каком этаже).
Выбор кухонного и торгового оборудования обусловлен большими финансовыми вложениями со стороны предпринимателя.
При выборе оборудования учитывается целый ряд факторов:
Выбор поставщика исходя из его параметров:
Может ли поставщик принять участие в разработке концепции столовой:
При выборе поставщика продуктов учитывается целый ряд факторов:
В организационном плане как в алгоритме прописываются действия, с самого начала осуществления проекта, для конкретного исполнителя с учетом временных рамок, требуемого результата и профиля предприятия.
Подготовительный период длиться в среднем порядка 2 – 4 месяцев – поскольку это самый затратный период, то от его продолжительности и зависит стоимость всего проекта. На этом этапе желательно привлечение специалистов, имеющих опыт реализации подобных проектов.
От формы регистрации нашей столовой в дальнейшем зависит и система налогообложения, что является немаловажным фактором.
Набором персонала можно заниматься самостоятельно, либо привлекать кадровые агентства.
При этом надо четко иметь представление и учитывать:
Структура и организация системы управления:
Для успешности проекта надо иметь четкое представление о финансовой составляющей проекта:
Используя статистические данные, затраты на небольшую столовую до 50 посадочных мест составит около 4 миллионов рублей в течение 1 года работы.
Структура расходов примерно такова:
Следует учитывать, что представлены средние показатели, они будут отличаться в зависимости от расположения, профиля и численности персонала.
Предполагаемая окупаемость проекта составляет от 1,5 до 2 лет и более, в зависимости от начальных вложений по организации.
Необходим финансовый план, учитывающий все расходы и доходы, связанные на установленный период, с учетом временных рамок. Для финансирования нашего проекта по открытию столовой существует два источника средств – это собственные и заемные финансовые ресурсы.
В условиях дороговизны банковских кредитов, финансисты рекомендуют воспользоваться системой 3D финансирования, предполагающей использования трех источников финансирования: